Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) – это территория с особым правовым режимом ведения деятельности, предлагающая ряд налоговых льгот и административных преференций для инвесторов. Цель создания ТОСЭР – формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально- экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. ТОСЭР регулируется Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
В Дагестане существую две ТОСЭР - «Каспийск» и «Дагестанские Огни».
-
Общая информация
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) – это часть территории субъекта РФ, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. ТОСЭР создается на 10 лет (до 04.08.2027г.).
Резидентами ТОСЭР в моногородах могут стать коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых, и профессиональных участников рынка ценных бумаг), зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории моногорода и не являющиеся градообразующей организацией моногорода или ее дочерней организацией.
Ведение реестра резидентов ТОСЭР осуществляется Министерством экономического развития РФ на основании информации, представляемой органами исполнительной власти субъектов РФ.
-
Налоговые льготы и преференции
- снижение ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в первые 5 лет - до 0%, после – 3%;
- снижение ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональный бюджет, в первые 5 лет - до 5%, после – 10%;
- снижение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 30 до 7,6% от фонда оплаты труда;
- снижение ставки налога на имущество организаций, подлежащего в региональный бюджет, в первые 5 лет - до 0%, после – 1,1%;
- возможное снижение ставки земельного налога, подлежащего зачислению в местный бюджет, до 0%.
- установление коэффициента на добычу полезных ископаемых в первые 2 года - 0%, от 2 до 4 лет – 0,2%, от 4 до 6 лет- 0,4% и т.д.
-
Требования к резидентам ТОСЭР
Требования к резидентам ТОСЭР
Юридическое лицо зарегистрировано на территории города. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 34
Юридическое лицо не находится в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 13
У юридического лица отсутствуют недоимки по налогам, сборам, страховым взносам во внебюджетные фонды, отсутствуют иные задолженности перед бюджетной системой. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 13
Юридическое лицо не имеет в своем составе обособленных подразделений (филиалов, представительств), расположенных за пределами ТОСЭР. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 12
Юридическое лицо не является участником региональных инвестиционных проектов. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 12
Юридическое лицо осуществляет деятельность в ТОСЭР и осуществляет инвестиционные вложения, в т.ч. капитальные вложения.
Требования к инвестиционным проектам резидентов ТОСЭР
Инвестиционный проект, реализуемый резидентом ТОСЭР, создаваемой на территории моногорода, должен отвечать одновременно следующим требованиям:
В рамках реализации инвестиционного проекта количество создаваемых рабочих мест в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего развития, заключенным юридическим лицом с органами государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение), не может быть менее 20 единиц в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территорий опережающего развития (далее - реестр), если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации о создании ТОСЭР. Для юридических лиц, имеющих действующие производственные мощности на территории моногорода, количество создаваемых новых рабочих мест должно быть одновременно не менее среднесписочной численности работников юридического лица за последние 3 года (либо за период его существования, если оно существует менее 3 лет); - Постановление Правительства РФ № 939 от 07 августа 2017 г., Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
В рамках реализации инвестиционного проекта объем капитальных вложений в соответствии с соглашением не может быть менее 5 млн. рублей в течение первого года после включения юридического лица в реестр (и не менее 20 млн. рублей за весь период), если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего развития; - Постановление Правительства РФ № 939 от 07 августа 2017 г., Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
В результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается исполнение контрактов, заключенных с градообразующей организацией моногорода или ее дочерними организациями, и (или) получение выручки от реализации товаров, оказания услуг градообразующей организации моногорода или ее дочерним организациям в объеме, превышающем 50 процентов всей выручки, получаемой от реализации товаров (услуг), произведенных (оказанных) в результате реализации инвестиционного проекта; Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
Реализация инвестиционного проекта не предусматривает привлечения иностранной рабочей силы в количестве, превышающем 25 процентов общей численности работников; Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
В результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов), а также производство товаров и (или) оказание услуг по следующим видам экономической деятельности:
- добыча сырой нефти и природного газа;
- предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа;
- деятельность трубопроводного транспорта;
- производство нефтепродуктов;
- торговля оптовая и розничная;
- лесозаготовки;
- операции с недвижимым имуществом;
- виды экономической деятельности, в которых занято 20 или более 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций моногорода;
Осуществление деятельности в рамках проекта допускается по Перечню видов экономической деятельности – см. Постановление Правительства РФ № 939 от 07 августа 2017 г.
При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, а именно затраты на новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений). При этом не учитываются:
полученное (приобретенное) резидентом территории опережающего развития, реализующим инвестиционный проект, имущество, затраты на которое ранее включались в объем капитальных вложений другими резидентами территории опережающего развития;
затраты на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату включения юридического лица в реестр, а также иные затраты на реализацию инвестиционного проекта, понесенные до указанной даты. Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
Фактический объем капитальных вложений, осуществленных в ходе реализации инвестиционного проекта, определяется на основании цен товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость. Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам).
-
Нормативно-правовая база